Вы здесь

ДО СВИДАНЬЯ, ДРУГ МОЙ, ДО СВИДАНЬЯ

Автор: 
С. ЕСЕНИН
Читает: 
АНТОН ШАГИН

До свиданья, друг мой, до свиданья
Есенин писал: «Дар поэта – ласкать и царапать. Роковая на нем печать». Такой роковой печатью отмечено последнее, предсмертное, стихотворение. О том, как оно было написано, кажется, известно всем. Оно было написано кровью утром 27 декабря 1925 года. Кровью потому, что в гостинице «Англетер» поэт не нашел чернил. А потом сунул листок с финальными восьмью строчками в карман своего приятеля Эрлиха с напутствием прочесть, когда тот будет один. Эрлих вспомнил об этом на следующий день после гибели Есенина.
В печати стихи появились 29 декабря 1925 года в вечернем выпуске «Красной газеты» в тексте статьи Георгия Устинова «Сергей Есенин и его смерть».
Марина Цветаева: «Тайна смерти Есенина… У этой смерти нет тайны. Она пуста. Умер от чего? Ни от чего: от ничего. Смерть Есенина равна жесту петли на шее…Есенин весь как на ладошке, и жизнь, и смерть.
… Есенин погиб, потому что забыл, что он сам такой же посредник, глашатый, вожатый времени – по крайней мере, настолько же сам свое время, как и те, кому во имя и от имени времени дал себя сбить и загубить…»

Режиссер Иван Оганесов:
«В этом мини-фильме, моем любимом, поверх стихотворного текста мы создали визуальную историю с самостоятельной системой образов. Человек идет по вагону поезда, и люди, которые на него смотрят. Кто они? И сам поезд, отправляющийся от станции Петушки – куда он едет сквозь города и деревни. Или это Харон, перевозящий мертвецов в ад, разрезая гладь времени своими рельсами…
Для меня встреча с ребенком в поезде – это встреча с ребенком внутри себя. Это возможность вспомнить и ощутить, каково это быть просто наивным и счастливым, и вдруг неожиданно осознать, что ребенок внутри тебя умер. И ничего невозможно изменить. В этой истории для меня ребенок – самый сложный образ. Уверен, что каждый зритель это образ воспринимает по-своему.
Мы проездили суммарно более тридцати часов, пока нашли станцию, которая стала бы прообразом порога между жизнью и смертью. Этой станцией стали Петушки. А дальше нашему продюсеру Марии Гаспарян нужно было договориться, чтобы бесплатно на платформу подогнали электричку и дали нам возможность снять актера Антона Шагина. Люди, услышавшие нашу просьбу, сначала возмутились, потом задумались. О чем они задумались – нам никогда не узнать. Но в нужный час электричка была на месте.
Самым большим испытанием на съемках этого мини-фильма было время. Поезд находится на станции всего полтора часа, а отснять нужно семь точек. Поезд будет проезжать по первому пути, а мы на платформе пятого пути, нам нужно успеть добежать и снять рельса и окна проезжающей электрички. Из Петушков в Москву электричка еде два часа, а у нас пятнадцать крупных планов и ключевая игровая сцена. Мы перепрыгивали с платформы на платформу перед идущим товарняком, забрасывали вещи в уходящий поезд. И получали огромное наслаждение от процесса.
…..Существует ли идеальная метафора смерти? Для меня это стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья» Мой близкий человек умер с этими строчками на губах, хотя я никогда не слышал, чтобы он цитировал стихи. Видимо, это было внутри не, очень личное и сокровенное.